Телефон справочной службы:
8 (812) 703-23-00
Заказать звонок
Главная » Статьи » Азбука общения или как научить ребенка понимать себя и окружающих

Азбука общения или как научить ребенка понимать себя и окружающих

 Азбука общения или как научить ребенка понимать себя и окружающих Ребенок — частица окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка умению видеть взаимосвязь человека и природы, привить любовь к животному и растительному миру, тому, что его окружает. Ребенок должен понимать, чем отличается человек от других живых существ, что общего у нас с животными, как животные общаются друг с другом, что легло в основу коммуникативных навыков человека, какую роль играют наши органы чувств (глаза, уши, нос, рот, кожа). Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание другого — причина страха, отчуждённости, враждебности. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться — это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя нелюбимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. Таким детям необходима помощь родителей, психолога, которые должны научить их ценить себя, потому что когда ребенок счастлив и удовлетворен (находится в мире с собой), он переносит это чувство на взаимоотношения с окружающими. Проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими. С ранних лет дети должны понять важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, которое их поведение, высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния и чувств других людей способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. Дети с низким уровнем самоуважения и сопереживания окружающим часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника. Для формирования у детей умения управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника необходимо обучать детей навыкам произвольного расслабления. Это совсем несложно у детей младшего возраста, поскольку они по своей натуре очень активны, впечатлительны и легко возбудимы. Умение расслабляться включает в себя: — осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением; — снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений и деятельности, соответствующей интересам ребенка; — погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях. Способность поставить на место партнера по общению помогает лучше понять его, выделить отдельные черты его характера и их проявления в поступках и действиях. Умение взять на себя роль своего партнера учит терпимости к чужим недостаткам, развивает чувство сопереживания. Эти качества формируются у детей младшего возраста с течением времени и могут с успехом применяться ими в дальнейшей практике. Умение видеть и понимать окружающих ребёнка взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим (дедушке и бабушке, истории их жизни, их реальным делам и поступкам), любви к родителям. Эти качества формируются во взаимодействии ребенка с взрослыми членами семьи в общих делах, на отдыхе, во время праздников и т.д. Настроение взрослых членов семьи, их поступки, отношения между собой непосредственным образом сказываются на формировании коммуникативных навыков ребенка. Правила поведения и общения с взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине и других общественных местах. Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение друг к другу, научить понимать хорошие и плохие поступки и самому активно вступать в контакты с окружающими людьми. Обучение элементам азбуки общения на занятиях с психологом станет настоящей школой жизни для вашего ребенка, поможет ему почувствовать роскошь человеческого общения.

Крылова С.А. Психолог Медико-консультативного центра «Врач+»

© 2014 Все авторские права защищены. Медико-консультативный центр «ВРАЧ+»
ООО "ВРАЧ+" | ИНН 7802300403 | ОГРН 1047855011819
Создание сайта: Первая Веб Дизайн Студия | Политика конфиденциальности | Соглашение об обработке персональных данных
Auto Web Pinger